Родителям

В этом разделе собрана информация о видах расщелин, даны рекомендации от врачей по лечению и реабилитации, к каким специалистам и в какие сроки важно обратиться, а также как  и кто может получить помощь нашего фонда.

Получить помощь

Кому помогает фонд?

Фонд помогает семьям, оказавшимся в тяжёлой жизненной ситуации, не имеющим возможностей оплачивать самостоятельно лечение и реабилитацию своих детей с различными челюстно-лицевыми патологиями, а также стоматологическое лечение под общим наркозом детей с особенностями развития и специальными потребностями по здоровью, когда нет возможности провести санацию без обезболивания.

Кто может обратиться за помощью?

Родители или официальные опекуны ребёнка:

  • с российским гражданством,
  • которому не исполнилось 17 лет.

Размер доходов семьи, обращающейся за помощью, не превышает величины прожиточного минимума на каждого члена семьи, установленного в регионе проживания*.

В каких клиниках можно получить помощь?

Хирургия и расходные материалы (биодеградируемые материалы, дистракторы и т.д.):
  • Клиника «Константа», Ярославль, контактное лицо - Наталья Глазова, deti@solovevka.ru

  • Клиника «Creative Medicine» - Северо-Кавказский НПЦ челюстно-лицевой, пластической хирургии и стоматологии, Нальчик, контактное лицо - Жанна Наршаова, jannna013@mail.ru

  • ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина», Москва, лечение пигментных и сосудистых новообразований

  • Ильинская больница, Москва

  • РДКБ, Отделение челюстно-лицевой хирургии, Москва


Ортодонтическая и стоматологическая помощь:

  • Стоматологическая клиника «Арктика», Москва, контактное лицо - Лилия, arcticstom@mail.ru
  • Междисциплинарный центр стоматологии и реабилитации пациентов с пороками развития лица, Москва
  • Клиника «Creative Medicine» - Северо-Кавказский НПЦ челюстно-лицевой, пластической хирургии и стоматологии, Нальчик, контактное лицо - Жанна Наршаова, jannna013@mail.ru


Речевая и слуховая реабилитации:
  • Центр реабилитации слуха и речи «Тоша&Со», Москва, Калининград
  • Центры слуха «Радуга звуков», свыше 100 городов в России
  • Речевой центр «Три улитки», Челябинск, Санкт-Петербург

Реабилитация после черепно-мозговых травм:

  • Реабилитационный центр «Три Сестры», Московская область
  • Медицинский реабилитационный центр «Янтарь», Нижегородская область

Подробней о клиниках-партнерахhttps://detipriroda.ru/programms/child/?tab=clinics#tabs

Как это сделать?

Напишите письмо на deti@detipriroda.ru с рассказом о ребёнке, семье и просьбой о помощи. В письме просим указать полный диагноз и подробно описать, какая именно помощь требуется.

Расскажите также, пожалуйста:

  • из какого вы города;
  • о лечении, которое уже было проведено ребёнку;
  • почему нет возможности получить лечение по государственным программам поддержки (по квоте или ОМС);
  • о финансовом положении семьи, есть ли помощь от других членов семьи (финансовая или иная);
  • о вашей семье: ее состав, взаимоотношения, хобби и увлечения ребенка;
  • поделитесь интересными историями о нем, нам поможет это привлечь пожертвования на лечение вашего ребенка.

Какие документы нужны?

Фонд оказывает помощь только в тех случаях, когда необходимость лечения подтверждается официальными медицинскими документами, а также есть объяснение почему нет возможности лечиться с господдержкой и требуется помощь фонда. К письму нужно приложить фотографии или сканы следующих документов:

  1. Паспорт заявителя с пропиской
  2. Паспорт ребёнка с пропиской
  3. Свидетельство о рождении
  4. Справки о заработной плате работающих членов семьи (2-НДФЛ или в свободной форме с указанием должности и оклада)**
  5. Справки о получаемых пособиях и/или иных источниках дохода
  6. Заключение специалистов из клиники, в которой планируется проходить лечение
  7. Медицинские документы о состоянии ребенка, полученные по месту жительства (районный центр, регион)
  8. Фото ребёнка (хорошего качества – резкая и чёткая, не менее 1Мб)
  9. Анкета (скачайте и заполните файл в Excel)
  10. Заявление (скачайте и заполните файл от руки)
  11. Согласие (скачайте и заполните от руки)
  12. Документы, которые могут понадобиться дополнительно:

  13. Документы из органов опеки
  14. Договор об усыновлении
  15. Подтверждение российского гражданства ребёнка

* данное основание включения в программу может быть пересмотрено в каждом конкретном случае с учётом сложной семейной ситуации.

** обращаем ваше внимание, что в случае предоставления ложных или неполных сведений о доходах семьи, фонд имеет право отказать во включении ребёнка в благотворительную программу «Красивые дети», а договор, заключённый с медицинской организацией, в этом случае расторгается.

О патологии и лечении

Расщелины губы и нёба возникают по многим причинам. К ним можно отнести:
  • наследственность;
  • заболевания, перенесённые мамой во время беременности;
  • воздействие токсических веществ (красителей, нефтепродуктов и т.д.);
  • вредные привычки родителей;
  • употребление некоторых лекарств.

До конца причины появления расщелин не изучены. У каждого малыша с челюстно-лицевой патологией размер и глубина расщелины индивидуальны.

Здоровый малыш
Здоровый малыш
Наиболее распространены следующие типы расщелин:
  • Расщелина губы (в простонародье – «заячья губа»). Встречаются двусторонние или односторонние расщелины губы, затрагивающие только красную кайму верхней губы или всю верхнюю губу и крылья носа.
  • Расщелина нёба (в простонародье – «волчья пасть»). Бывает, как и расщелина губы, односторонней или двусторонней, затрагивает всё небо или только его часть.
Расщелина нёба
Расщелина нёба
Расщелина губы
Расщелина губы
Расщелины губы и нёба могут комбинироваться:
Односторонняя расщелина верхней губы и нёба
Односторонняя расщелина
Двухсторонняя расщелина верхней губы и нёба
Двухсторонняя расщелина

В зависимости от типа расщелин челюстно-лицевой хирург составляет план операций (для того чтобы восстановить функциональность верхней челюсти, проводится от 1 до 5-6 этапных операций). Помимо хирургического лечения детям с врождёнными челюстно-лицевыми дефектами может потребоваться помощь ортодонта, логопеда, отоларинголога и других специалистов – такого рода дефекты не являются только косметическими. У малышей с расщелиной нередко нарушены функции питания и дыхания, большинству таких детей присваивается инвалидность. При своевременном и качественном хирургическом и других видах лечения к совершеннолетию инвалидность, как правило, снимается, а подростки внешне ничем не отличаются от своих сверстников.

Лечение и реабилитация ребёнка с врождённой челюстно-лицевой патологией

карта лечения

Что нужно знать каждому родителю

Расщелина губы – это косметический недостаток, который вызывает эмоциональную реакцию у родителей и близких родственников, а расщелина нёба сопровождается функциональными нарушениями дыхания, сосания, оформления голоса и работы мышц губ, языка, нижней челюсти и мягкого нёба.

Для полного устранения последствий, связанных с этими врождёнными дефектами, необходим комплексный подход. В ожидании малыша у родителей есть время определиться с лечебными учреждениями и подобрать специалистов:

  • ортодонта – для оказания первичной ортодонтической помощи, налаживания вскармливания, подбора приспособлений для эффективного сосания и понимания дальнейших этапов лечения;
  • хирурга – для составления поэтапного плана хирургического лечения.

В ожидании ребёнка для диагностики состояния плода и подготовки к родам беременная женщина проходит 3 ультразвуковых скрининга:

  • 10-13 неделя: определение локации эмбриона, места крепления плаценты, выявление грубых пороков развития (расщелины позвонков, аномалии головного мозга итд).
  • 19-24 неделя: оценка степени зрелости мочеполовой системы, лёгких, органов пищеварения. Измерение параметров плода, визуализация строения его лицевого скелета и мозговой части черепа.
  • 30-32 неделя: определение роста, развития и предполагаемой массы плода. Оценка состояния плаценты и количества околоплодных вод, возможные осложнения беременности. Эти данные являются решающими для выбора времени и способа родоразрешения.

Для выявления расщелины губы и нёба важен второй ультразвуковой скрининг.

Расщелина губы и альвеолярного отростка хорошо визуализируются как на 3D- так и на 2D-изображениях. Достоверно наличие расщелины нёба можно определить по косвенному признаку – положению языка. У плода с расщелиной нёба он малоподвижный, между поверхностью нёба и языком визуализируется свободное пространство, в то время как у плода с целостным нёбом язык плотно прилежит к нему (рис.1). Исследование проводится в боковой проекции.

Положение языка и здорового плода
Здоровый плод
Положение языка и плода с РГН
Плод с РГН

Рекомендации по гармоничному развитию малыша

0-6 месяцев
6-12 месяцев
1 – 1,5 года
1,5 - 2 года
2 – 2,5 года
2,5 – 3 года

В младенческом возрасте малышам необходимо эмоциональное общение со взрослым, полноценное вскармливание и хороший гигиенический уход.

Важно! В общении с ребенком нужно использовать все средства выразительности: голос, мимику, жесты.
  • Социальное развитие

    1. Позволяем ребенку рассматривать и трогать свое лицо
    2. Вызываем положительные эмоции в процессе общения с ребёнком
    3. Подражаем мимике ребенка
    4. Развиваем «комплекс оживления» при появлении взрослого, в ответ на ласковый тон голоса
    5. Даем малышу рассматривать игрушки
  • Познавательное развитие

    1. Развиваем зрительные ориентировочные реакции
      • малыш фиксирует и удерживает взгляд на лице взрослого, на игрушке
      • следит взглядом за движущейся игрушкой
    2. Развиваем слуховые ориентировочные реакции
      • малыш знакомится с разными по громкости звуками, поворачивает голову в сторону источника звука
    3. Знакомим малыша с предметами
      • малыш тянет руки к игрушке, захватывает и удерживает ее, рассматривает предмет, зажатый в руке
  • Доречевое развитие

    1. Эмоционально озвучиваем все режимные моменты в течение дня
    2. Развиваем понимание речи
      • показываем и называем предметы
      • стимулируем гуление (2-3 месяца) и лепет (5-6 месяцев) подкреплением и поощрением
      • повторяем звуки, произнесенные ребенком
      • используем подражательные эмоционально-выразительные речевые игры: длительное напевное произношение гласных [а, у, о, и], ритмичные повторы одинаковых слогов агу, гы, ку и слогов с меняющимся гласным га-гу, ка-ко, ма-му и т.п.
  • Двигательное развитие

    1. Развиваем общие двигательные навыки
      • малыш учится поднимать и удерживать голову
      • поворачиваться
    2. Развиваем функциональные возможности кистей и пальцев рук
      • малыш учится направлять руки к игрушке
      • приближать руки к лицу и рассматривать их
      • захватывать игрушку и проводить с ней простые манипуляции
    3. Стимулируем тактильную чувствительность рук
  • Социальное развитие

    Учим ребенка:
    1. дифференцировать знакомых и незнакомых людей
    2. радоваться приходу близкого взрослого
    3. узнавать свое имя
    4. различать и адекватно реагировать на мимику и голос взрослого (интерес, удовольствие, радость, внимание, обида)
    5. различать знакомые мелодии и песенки
    6. подражать мимике, жестам и игровым действиям («Ладушки», «Сорока-ворона», «Ку-ку!» и т.п.)
    7. проявлять интерес к детям и их игре.
    8. тянуть руки к бутылочке
    9. с помощью взрослого пить из чашки
    10. держать в руке, подносить ко рту, сосать, грызть, откусывать и жевать твердую пищу (сушку, печенье, хлеб)
  • Познавательное развитие

    Учим ребенка:
    1. брать игрушку из рук взрослого, держать в кулачке, рассматривать
    2. выполнять неспецифические действия с предметами (стучать игрушкой, трясти ее, перекладывать из одной руки в другую, размахивать, отодвигать, тянуть в рот, сосать, отпускать, бросать)
    3. выполнять специфические действия (сжимание-разжимание резиновой игрушки, потряхивание погремушкой, отталкивание подвешенных игрушек, бросание мяча).
  • Доречевое развитие

    1. Учим ребенка:
      • реагировать на имена близких взрослых, названия знакомых предметов и игрушек, простые инструкции («на», «дай» и т.п.), слова «нельзя», «можно»
      • указывать на 1-2 части тела
    2. Стимулируем лепет:
      • повторяем звуки, произнесенные ребенком
      • используем лепетные слова «ма-ма», «ля-ля», «ко-ко».
      • используем звукоподражания (подражание знакомым звукам и крикам животных)
  • Двигательное развитие

    1. Учим ребенка:
      • ползать
      • самостоятельно сидеть
      • самостоятельно сидеть
      • вставать
      • переступать, держась за опору
      • ходить
      • залезать на возвышение и сползать
    2. Развиваем функциональные возможности кистей и пальцев рук
      • учим брать и удерживать предмет
      • учим координированным движениям пальцев рук (захват щепотью)
Важно! Ведущей деятельностью ребенка одного – трех лет становится предметная деятельность: усвоение способов функционального использования предметов (например, есть ложкой, катать мяч, садиться на стул, рисовать карандашом и т.п.). В этом возрасте идет интенсивное развитие речи и общения.
  • Социальное развитие

    Учим ребенка:
    1. подражать невербальным средствам общения и социально значимым жестам и мимике
    2. проявлять интерес к результату от предметных действий, совершенных самостоятельно
    3. проявлять интерес к действиям и играм других детей
    4. пить из чашки
    5. держать ложку
    6. навыкам самообслуживания
  • Познавательное развитие

    Учим ребенка:
    1. сравнивать предметы по цвету, форме, величине
    2. собирать матрешку, пирамидку без учета величины
    3. строить башню из кубиков
    4. подражать бытовым действиям взрослого
    5. рассматривать предметные картинки
  • Речевое развитие

     Понимание речи

    Учим ребенка:
    1. сравнивать предметы по цвету, форме, величине
    2. собирать матрешку, пирамидку без учета величины
    3. строить башню из кубиков
    4. подражать бытовым действиям взрослого
    5. рассматривать предметные картинки

     Активная речь

    Учим ребенка:
    1. звукоподражаниям
    2. простым по звуковому составу словам
    3. стимулируем появление полноценных слов, двухсловной фразы
    4. просим отвечать на вопросы по картинке и в реальности «кто это?», «что это?»
  • Двигательное развитие

     Развиваем общую моторику

    Учим ребенка:
    1. ходить
    2. приседать
    3. наклоняться
    4. перешагивать через препятствия
    5. подниматься по лесенке
    6. садиться на стул

     Развиваем функциональные возможности кистей и пальцев рук

    Учим ребенка:
    1. движениям рук вверх, в стороны, вперед
    2. шевелить пальцами и кистями рук
    3. бросать мяч
    4. захватывать предмет, используя большой палец.
  • Социальное развитие

    Учим ребенка:
    1. взаимодействовать со взрослыми и ровесниками
    2. сопровождать предметные и игровые действия невербально и вербально
    3. адекватно реагировать на просьбы «убери игрушки», «можно», «нельзя», «хорошо», «плохо»
    4. воспроизводить бытовые действия (подмести, протереть и т.п.)
    5. самостоятельно пить из чашки
    6. есть густую и полужидкую пищу
    7. навыкам самообслуживания (раздеваться, умываться, вытираться, контролировать физиологические потребности)
  • Познавательное развитие

    Учим ребенка:
    1. различать цвет (красный, желтый, зеленый, синий),
    2. форму (шар, кубик, кирпич)
    3. величину (большой, маленький)
    4. собирать пирамидку из 2-3-х колец, матрешку и другие вкладыши
    5. знакомим с функциональным назначением игровых и бытовых предметов и действием с ними
    6. процессуальным действиям с сюжетными игрушками (кормить куклу; катать машину и т.п.)
    7. выполнять простые постройки из строительного материала
    8. складывать разрезную картинку из 2-х частей
    9. показывать предметы на картинке, используя указательный жест
    10. понимать простой сюжет на картинке
    11. отвечать на вопросы: «кто это?», «что это?», «где?», «что делает?»
  • Речевое развитие

     Понимание речи

    Учим ребенка:
    1. показывать на предметы и игрушки
    2. называть цвет (красный, желтый, зеленый, синий)
    3. размер (большой, маленький)
    4. форму (кубик, шар, кирпичик, крыша-призма)
    5. понимать слова, обозначающие способы передвижения животных (летает, бегает, прыгает) и их голосовые реакции (мяукает, лает, гогочет)
    6. понимать слова, обозначающие способы передвижения человека (идет, бежит) и его действия (стирает, моет, подметает)
    7. понимать смысл предложений
    8. выполнять двухступенчатую инструкцию («возьми мячик и отнеси папе», «подними куклу и покачай ее» и т.п.)
    9. выполнять инструкцию со словами, обозначающими признаки предметов («дай маленький мяч», «возьми синий кубик», «принеси чистую ложку»)
    10. показывать на себя в ответ на вопрос: «где (имя ребенка)?»
    11. понимать значение предлогов «на», «под», «в»
    12. различать неречевые звуки (музыкальные инструменты)

     Активная речь

    Учим ребенка:
    1. заменять звукоподражания полными словами
    2. называть предметы, их назначение, состояние людей
    3. использовать существительные, глаголы, прилагательные
    4. правильно употреблять:
      • местоимения (я, ты, мне)
      • наречия (там, туда)
      • предлоги (в, на, под)
    5. использовать 2-3-хсловные фразы
    6. отвечать на понятные вопросы: «кто это?», «что это?», «что делает?» (в реальной ситуации и по картинке)
    7. договаривать последние слова знакомых стихов и песенок
  • Двигательное развитие

     Развиваем общую моторику

    Учим ребенка:
    1. ходить прямо, по кругу, огибая предметы
    2. подниматься и спускаться по лестнице
    3. влезать на диван, стул, спускаться на пол
    4. подпрыгивать на двух ногах

     Развиваем функциональные возможности кистей и пальцев рук

    Учим ребенка:
    1. удерживать мяч двумя руками
    2. бросать мяч вверх и вперед, скатывать с горки
    3. выполнять тонкие действия с предметами
  • Социальное развитие

    Учим ребенка:
    1. различать свои эмоциональные ощущения («больно», «горячо», «холодно», «красиво»)
    2. играть рядом со сверстниками
    3. отстаивать свою собственность (игрушки)
    4. помогать в работе по дому
    5. самостоятельно пить из чашки
    6. есть ложкой полужидкую и жидкую пищу
    7. расстегивать одежду, обуваться
    8. запоминать место хранения одежды, игрушек, книг
    9. следить за своей чистотой
  • Познавательное развитие

    Учим ребенка:
    1. различать 4-5 цветов
    2. различать величины одного предмета (большой – маленький – поменьше – побольше)
    3. собирать пирамидки из 4-5-ти колец, 3-местную матрешку и кубики-вкладыши
    4. сортировать предметы по цвету, форме, величине
    5. конструировать по образцу из 3-х элементов
    6. складывать разрезную картинку из 3-х частей
    7. выполнять процессуальные действия (в машину нагружать и разгружать кубики, в коляске катать куклу и т.п.)
    8. убирать предмет в нужное место
    9. играть в лото (парные карточки)
    10. видеть отдельные элементы рисунка в книге
  • Речевое развитие

     Понимание

    Учим ребенка понимать:
    1. слова-состояния (мокрый, сухой)
    2. слова-настроения (испугался, плачет, смеется)
    3. слова-местоположения (здесь, там, далеко, близко)
    4. временные (сейчас) и количественные (один и много) отношения
    5. способы питания (грызет, лакает, клюет)
    6. короткий рассказ о знакомых событиях («что делали на улице»)
    7. выполнять по слову разные действия с предметами
    8. имитировать действия людей и движения животных («походи как медвежонок», «попрыгай как зайчик»)
    9. выбирать одинаковые предметы
    10. множественное число существительных
    11. местоимения его, ее, я, ты
    12. предложно-падежные конструкции с предлогами «из», «за», «у», «с»
    13. различать голоса близких («кто тебя позвал?»)

     Активная речь

    1. Обогащаем словарь:
      • существительными (названия игрушек, предметов личной гигиены, одежды, обуви, посуды, мебели, спальных принадлежностей, транспорта, овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей)
      • глаголами (трудовые действия, действия, противоположные по значению, действия, характеризующие взаимоотношения людей и их эмоциональное состояние)
      • прилагательными (цвет, форма, величина, вкус, температура)
    2. Стимулируем речевое общение со сверстниками и взрослыми
    3. Учим ребенка:
      • задавать вопросы
      • договаривать четверостишия в знакомых стихах
      • подпевать
  • Двигательное развитие

     Развиваем общую моторику

    Учим ребенка:
    1. подниматься и спускаться по лестнице
    2. удерживать равновесие при ходьбе по доске, лежащей на земле
    3. менять ходьбу на бег
    4. бегать семенящим шагом
    5. перешагивать через препятствия
    6. ходить на носочках

     Развиваем функциональные возможности кистей и пальцев рук

    1. учим ребенка ловить мяч, удерживать его одной рукой
    2. развиваем координированные движения рук и тонкие движения кончиков пальцев
  • Социальное развитие

    Учим ребенка:
    1. эмоциональному отношению к событиям
    2. тактильно-эмоциональным и речевым способам выражения привязанности
    3. сочувствию к плачущему ребенку, пожилому человеку
    4. бережному отношению к животным и растениям
    5. избегать опасности
    6. помогать в бытовых делах
    7. самостоятельно пить и есть любую пищу
    8. раздеваться и одеваться
    9. правилам опрятности
  • Познавательное развитие

    Учим ребенка:
    1. сортировать предметы по цвету (4-6 вариантов), форме и размеру
    2. собирать пирамидку из 4-5-ти колец, 4-хместную матрешку, кубики-вкладыши, «почтовый ящик»
    3. выстраивать по росту однородные предметы
    4. конструировать по образцу из 4-5-ти деталей конструктора
    5. складывать разрезную картинку из 3-4-х частей
    6. видеть сюжет картинки («Что мальчик моет?» «Что девочка рисует?» «На чем девочка сидит?»)
    7. предметно-игровым действиям (кормить, причесывать, одевать куклу; строить гараж для машины и т.п.)
    8. распознавать вес, фактуру, температуру предметов
    9. элементарным математическим представлениям «один – много – мало»
  • Речевое развитие

     Понимание речи

    Учим ребенка:
    1. слушать и понимать небольшой рассказ о знакомых событиях
    2. выбирать из нескольких картинок необходимые («что к чему подходит»: игрушки, животные, одежда, мебель, посуда, фрукты)
    3. выполнять сложные речевые инструкции
    4. различать единственное и множественное число глаголов
    5. понимать значение глаголов с приставками
    6. понимать предложно-падежные конструкции (по, до, над, через, около, перед).

     Активная речь

    Учим ребенка:
    1. согласовано употреблять прилагательные, местоимения, предлоги, наречия
    2. повторять несложные фразы, состоящие из 2-4-х слов
    3. отвечать на вопросы и задавать их
    4. сопровождать речью предметно-игровые и бытовые действия
    5. рассказывать об изображенном на картинке, о новой игрушке, о событиях из личного опыта
    6. договаривать и произносить целые четверостишия в знакомых стихах, подпевать
  • Двигательное развитие

     Развиваем общую моторику

    Учим ребенка:
    1. подпрыгивать на одной ноге
    2. выполнять упражнения под читаемое стихотворение
    3. играть в подвижные игры («догоню-догоню», футбол и т.п.).

     Развиваем функциональные возможности кистей и пальцев рук

    1. бросать мяч в горизонтальную цель
    2. ловить мяч с близкого расстояния
    3. нанизывать крупные бусины на шнурок

Ортодонтия

Ортодонтическое лечение длительное, этапное, прерывается необходимостью проведения корректирующих и костнопластических операций. Очень важно взаимодействие специалистов ортодонта и челюстно-лицевого хирурга в оценке лицевых параметров ребёнка и определения предела возможностей аппаратного лечения.

Ортодонтическое лечение проводится с использованием механически действующих аппаратов для верхней челюсти. Они могут быть как съёмные, так и несъёмные. В некоторых случаях ортодонт рекомендует использовать внеротовой аппарат для стимуляции роста верхней челюсти, он эффективно работает до 9 лет.

Задача родителей

  • чётко выполнять все рекомендации специалиста
  • не пропускать визит к доктору
  • не пускать ситуацию на «самотёк»
  • следить за здоровьем зубов
  • вовремя посещать стоматолога
  • периодически проводить профессиональную гигиену полости рта, минерализацию зубов

Послеродовый период

После того, как малыш родился, самая важная задача первых дней жизни – налаживание вскармливая.

Как правило, дети с изолированной расщелиной губы и альвеолярного отростка легко приспосабливаются к стандартному вскармливанию младенцев. Младенцы с расщелиной нёба испытывают трудности, так как:
  • есть сообщение полости рта и носа;
  • отсутствует упор для языка при сосании;
  • язык беспрепятственно проникает в полость носа с порцией питательной смеси, что раздражает слизистую оболочку носа;
  • велика вероятность аспирации – попадания питательной смеси в верхние дыхательные пути.

Как правильно кормить ребёнка с расщелиной нёба?

Запрещено кормить ребёнка, находящегося в горизонтальном положении (рис.1).
Недопустимое положение младенца

Рис. 1 Недопустимое положение младенца при вскармливании

Правильное положение при кормлении:

практически вертикальное с хорошей фиксацией головы на локтевом сгибе родителя, как показано на рисунке 2.

Положение малыша во время приема питания

Рис.2 Положение малыша во время приема питания

Использовать специальные соски

В настоящее время существует множество приспособлений для вскармливания детей при расщелине губы и нёба. К ним относятся специальные соски, объём которых позволяет закрыть расщелину нёба. Наиболее популярна соска фирмы Nuk (рис.3).

Соска для вскармливания ребенка при расщелине нёба

Рис. 3 Соска для вскармливания ребенка при расщелине нёба

Не использовать для кормления поильники

Поильник отличается от соски тем, что ребёнок не сам добывает порцию питательной смеси, а она капельно поступает в рот малышу, и его задача – только осуществить глотательное движение. Такое вскармливание можно назвать пассивным. Очень сильно облегчает задачу родителям, процесс проходит спокойно, без возможной аспирации.

Но! Природой так устроено, чтобы во время приёма пищи малыш трудился. Акт сосания развивает мышцы лица, жевательные мышцы, за счёт поступательных движений формируются и растут ветви нижней челюсти, формируются височно-нижнечелюстные суставы. И, самое главное, во время сосания у малыша вырабатывается важный гормон – эндорфин.

Использовать разобщающую каппу

Самым рациональным способом налаживания процесса питания является разделение полости рта и носа. Осуществить это возможно у врача ортодонта. Врач получает оттиск (рис.4.), или осуществляет сканирование верхней челюсти (рис.5.), впоследствии изготавливает разобщающую каппу (рис 6.).

После установки каппы возникает упор для языка, таким образом облегчается сосание и глотание у младенца, возможно вскармливание из бутылочки (рис.7), а также естественное, необходимо пробовать прикладывать малыша к груди.

Получение оттиска

Рис. 4 Получение оттиска

Сканирование полости рта

Рис. 5 Сканирование полости рта

Каппа установлена в полости рта

Рис.6. Каппа установлена в полости рта

Прием пищи с каппой

Рис. 7 Прием пищи с каппой

Дооперационный период

При двусторонней расщелине альвеолярный отросток верхней челюсти новорожденного состоит из трёх фрагментов (рис 8.). В связи с отсутствием целостности губы, резцовая кость безудержно выдвигается вперёд, боковые фрагменты сближаются к центральной линии.

Положение фрагментов альвеолярного отростка

Рис. 8 Положение фрагментов альвеолярного отростка у младенцев с двусторонней расщелиной губы и неба

При односторонней расщелине альвеолярный отросток верхней челюсти новорожденного состоит из двух частей (рис 9). Для детей с односторонней расщелиной характерен разворот большого фрагмента альвеолярного отростка наружу.

Положение фрагментов альвеолярного отростка у младеницев с односторонней расщелиной

Рис. 9 Положение фрагментов альвеолярного отростка у младеницев с односторонней расщелиной губы и неба

Такие деформации эстетически тяжело воспринимается родителями и окружающими. В связи с этим возникает естественное желание скорее устранить расщелину, чтобы привести малыша в надлежащий вид. Однако результаты рано проведённых операций не всегда удовлетворительны и в последующем требуются корректирующие вмешательства.

Многочисленные исследования и оценка результатов оперативного вмешательства установили, что наиболее благоприятный для устранения расщелины губы возраст – 4-8 мес.

Почему важно раннее ортодонтическое лечение?

Операция, проведённая в условиях не сопоставленных фрагментов альвеолярного отростка, усугубляет имеющуюся деформацию верхней челюсти. Из-за послеоперационного натяжения мягких тканей развивается их гипоксия, что приводит к грубому рубцеванию и гибели фолликулов постоянных зубов. В подростковом возрасте это требует хирургической и ортодонтической коррекции.

Для восстановления положения фрагментов альвеолярного отростка желательно в предоперационном периоде провести их аппаратную коррекцию. Наиболее оптимальным для младенцев с двусторонней расщелиной губы и нёба является перемещение фрагментов с использованием начелюстного аппарата типа Латам (рис.10)

Аппарат Латам

Рис. 10 Аппарат Латам с тягами для устранения дистопии фрагментов альвеолярного отростка верхней челюсти.

Для младенцев с односторонней расщелиной губы и нёба очень эффективным является метод коррекции положения фрагментов альвеолярного отростка с использованием набора капп (элайнеров). В компьютерной программе осуществляется виртуальное перемещение фрагментов альвеолярного отростка, на каждый шаг перемещения изготавливается каппа (рис 12.).

Каппы- элайнеры

Рис. 11 Каппы- элайнеры. Виртуальная модель верхней челюсти.

Задача родителей – менять каппу согласно рекомендации врача.

Послеоперационный период после ринохейлопластики

После восстановления целостности губы и носа необходимо создать условия для правильного носового дыхания

Какие вкладыши использовать?

Хирурги в послеоперационном периоде используют различные носовые вкладыши, как правило, изготовленные экстемпоро из метилметакрилата (быстротвердеющей пластмассы).

Хорошо, если вкладыш изготовлен по слепку носового хода, но так как получение оттиска непосредственно после проведенной операции может негативно повлиять на ткани, то обычно хирурги пользуются стандартными вкладышами.

На наш взгляд, использование такого вкладыша оказывает негативное влияние на ткани полости носа, выделение остаточного мономера раздражает слизистую выстилку носа, края вкладыша могут травмировать стенки носового хода, что приводит к капиллярным кровотечениям и нежелательному рубцеванию.

Хорошо зарекомендовал себя послеоперационный эндоназальный активатор Nose-Fit (рис.12). Активатор изготовлен из инертного материала – силикона. Мягкий, упругий, хорошо держит форму носовых ходов, не травмирует слизистую оболочку носа, способствует правильному направлению движения воздушной струи.

Эндоназальный активатор

Рис. 12 Эндоназальный активатор

В послеоперационном периоде нужно уделять особое внимание зоне проведённого вмешательства

Так как формирование рубца занимает 8-12 месяцев, он будет видоизменяться.

Больше всего родителей настораживает ухудшение формы воссозданной губы, она как бы задирается вверх, меняется форма красной каймы. Это проявления, характерные для стадии концентрации рубца.

! Задача родителей:

Проводить массаж верхней губы по массажным линиям

В период между пластикой губы и пластикой нёба для гармоничного развития верхней челюсти, активации подвижной части языка показано использовать стандартные миофункциональные приспособления: стандартные прорезыватели с массажными элементами для языка, вестибулярные пластины (рис 13.) с массажными элементами, тренажер круговой мышцы рта FROGGY MOUTH (рис 14).

Вестибулярная пластинка

Рис.13 Вестибулярная пластинка с массажным элементом для языка.

Тренажер круговой мышцы

Рис. 14 Тренажер круговой мышцы рта FROGGY MOUTH.

Послеоперационный период после палатинопластики

Все ортодонтические мероприятия после пластики нёба направлены на предотвращение патологического действия рубцов губы и нёба, стимуляцию роста верхней челюсти.

Однако ортодонтам приходится часто сталкиваться с сохраненной первичной деформацией верхней челюсти, которую не устранили до первой операции.

Для детей с двусторонней расщелиной губы и нёба это:

  • ретракция резцовой кости (под действием круговой мышцы рта резцовая кость поднимается вверх),
  • ретрузия резцовой кости (под действием круговой мышцы рта резцовая кость, подворачивается внутрь)
  • птоз резцовой кости (под действием круговой мышцы рта резцовая кость опускается вниз),
  • протрузия резцовой кости (при неправильном положении боковых фрагментов альвеолярного отростка и под действием круговой мышцы резцовая кость сохраняет свое положение) (рис 15-18).
Ректракция резцовой кости

Рис. 15 Ректракция резцовой кости

Ретрузия резцовой кости

Рис. 16 Ретрузия резцовой кости

Птоз резцовой кости

Рис. 17 Птоз резцовой кости

Протрузия резцовой кости

Рис. 18 Протрузия резцовой кости

Для детей с односторонней расщелиной губы и нёба это:
смещение косметического центра верхнего зубного ряда относительно косметического центра лица (рис.19)

Несоответствие межрезцовых линий

Рис. 19 Несоответствие межрезцовых линий.

Неврогенная дисфункция языка

У детей с расщелиной нёба язык маленький, характерно его неправильное положение и функция. Язык при артикуляции, жевании и глотании взаимодействует исключительно с нижней челюстью, верхушка (кончик) языка малоподвижна, все это способствует патологическому росту нижней челюсти (рис.20).

КТ пациента

Рис. 20 КТ пациента с расщелиной неба. Язык взаимодействует с нижней челюстью. Свободное пространство между поверхностью языка и неба. Оптимальные сроки и задачи ортодонтического лечения

! Учитывая все вышеперечисленные факты, которые препятствуют гармоничному росту и развитию челюстей, ортодонтическое лечение целесообразно начать как можно раньше
! Задача родителей:
  • Спустя 2-3 мес после палатинопластики получить консультацию и пройти осмотр у ортодонта для проверки наличия окклюзионных блоков из-за выраженной дистопии зубов.
  • Начать ортодонтическое лечение к моменту прорезывания вторых временных моляров – 2,5 года.

Логопедия

Ребёнок с врождённой расщелиной губы и нёба нуждается в помощи не только врачей, но и специалистов психолого-педагогического сопровождения. Анатомическое нарушение провоцирует изменение дыхания, оформления голоса и работы мышц губ, языка, нижней челюсти и мягкого нёба. В результате развитие речи ребёнка может меняться: голос начинает звучать с носовым оттенком, а звуки искажаться. Такое речевое нарушение называется ринолалия. Хирургические операции по закрытию расщелин, даже проводимые в первые месяцы жизни, не гарантируют правильного развития речи.

Важно! Чем раньше развитие речи начнёт контролировать логопед, тем больше возможностей для эффективной помощи вашему ребёнку.

За консультацией к логопеду вы можете обратиться с ребёнком любого возраста. Специалист должен оценить уровень до/речевого развития, дать соответствующие рекомендации или сказать о необходимости проведения коррекционных занятий. Расщелина губы и нёба влияет только на качество произношения. Общие речевое развитие ребенка должно соответствовать возрасту.

Специальные коррекционные (логопедические) приёмы для самостоятельного выполнения для детей от 0 до 3х лет

Вместе со специалистами мы собрали профилактические приёмы, которые позволяют восстановить полноценное дыхание и работу артикуляционных мышц.

Они рекомендованы для самостоятельного выполнения родителями и направлены на стимуляцию речевого развития, профилактику формирования ринолалии у ребёнка в возрасте до 3х лет.

Их применение в первые годы жизни ребёнка помогает правильному развитию речи и готовит к занятиям с логопедом в дошкольном возрасте.

Эти приёмы можно проводить в режимные моменты дня: во время кормления, купания, прогулок и общения родителей с ребёнком. Они не требуют специального обучения и знаний, не занимают много времени, но доказали свою эффективность.

0-6 месяцев
6-12 месяцев
1 – 1,5 года
1,5 - 2 года
2 – 2,5 года
2,5 – 3 года
3 года и старше

Приёмы направлены на компенсацию имеющихся нарушений и стимуляцию дыхания, голосовых реакций и движений органов артикуляции.

  • Стимулирующие приёмы

    1. Ухаживаем за полостью рта (гигиенические мероприятия);
    2. При возможности - сохраняем и нормализуем грудное вскармливания;
    3. Во время приема пищи:
      • похлопываем по верхней и нижней губе ребенка во время кормления;
      • поглаживаем и пощипываем щеки и подбородок для формирования кинестетической чувствительности в области лица;
      • подтягиваем грудь/соску изо рта, чтобы активизировать мышцы губ и кончика языка;
      • стимулируем сосательный рефлекс (двигаем соской по губам и во рту, вытягиваем, закладываем за щеки, касаемся языка, нёба);
      • как можно чаще выкладываем ребенка в период бодрствования и между приемами пищи в позицию «лежа на животе или на боку» для предотвращения закрепления патологического положения языка.
  • Компенсаторные приёмы

    1. Подбираем подходящую соску под вид расщелины;
    2. Поддерживаем грудной отдел позвоночника во время кормления грудью;
    3. Удерживаем ребенка в вертикальном положении не менее 20-30 минут после приема пищи;
    4. Исключаем частые или быстрые изменения позиции тела во время или после кормления;
    5. Исключаем частые или быстрые изменения позиции тела во время или после кормления;
    6. Определяем оптимальную частоту кормления (2,5-3 часа);
    7. Соблюдаем консистенцию пищи и нормы введения прикорма в соответствии с педиатрическими нормативами для детей.
  • Тренировочные приёмы

    1. Артикуляционные
      • Массаж верхней губы (дооперационный, послеоперационный в течение 6 месяцев):
        • Подушечками указательного или среднего пальцев проводим поглаживание, разминание (спиралевидное, надавливающее), растирание (спиралевидное, пилящее), вибрацию носогубных складок от крыльев носа к углам рта, а также всей области над верхней губой и ее рубцовой частью.
        • Захватив верхнюю губу между подушечками большого и указательного пальцев, проводим растирание, разминание, растяжение.
      • Массаж нёба (дооперационный; послеоперационный в течение 6 месяцев):
        • Подушечкой указательного пальца проводим поглаживание (прямое, круговое), разминание (надавливающее, пружинистое), растирание (прямое, спиралевидное), вибрацию области от альвеолярного отростка вглубь полости рта, от средней линии в стороны и по линии рубца.
        • В течение дня рекомендовано 5-7 сеансов массажа общей продолжительностью 1-3 минуты.
      • Пассивные артикуляционные упражнения для губ:
        • Смыкание, вытягивание в трубочку, растягивание в улыбку
        • Лакание, капельное питье и глотание тяжелых жидкостей (кисель, пудинг, пюре)
        • Облизывание ложек
        • Облизывание губ и уголков рта (на основе вкусовых ощущений)
      • Мимические игры:
        • Открыть и закрыть глаза
        • Нахмурить брови
        • Улыбка, поцелуй и т.п.
    2. Голосовые
      • Длительное напевное произношение гласных [а, у, о, и] и их сочетаний
      • Ритмичные повторы одинаковых слогов, доступных произнесению ребенка
    3. Произносительные
      • Стимуляция артикулирования согласных раннего онтогенеза
        • Взрослый смыкает и отпускает губы во время произнесения ребенком гласного - [п, б]
        • Прижимает нижнюю губу к верхним зубам - [ф, в]
      • Формирование ротового выдоха
        • Взрослый во время выдоха или вокализации ребенка прикрывает его носовые ходы для формирования кинестезий от ротового выдоха на губах и резонирования ротовой полости
  • Стимулирующие приёмы

    1. Ухаживаем за полостью рта (гигиенические мероприятия)
    2. При возможности - сохраняем и нормализуем грудное вскармливания
    3. Во время приема пищи:
      • похлопываем по верхней и нижней губе ребенка во время кормления;
      • поглаживаем и пощипываем щеки и подбородок для формирования кинестетической чувствительности в области лица;
      • подтягиваем грудь/соску изо рта, чтобы активизировать мышцы губ и кончика языка;
      • стимулируем сосательный рефлекс (двигаем соской по губам и во рту, вытягиваем, закладываем за щеки, касаемся языка, нёба);
      • как можно чаще выкладываем ребенка в период бодрствования и между приемами пищи в позицию «лежа на животе или на боку» для предотвращения закрепления патологического положения языка.
  • Компенсаторные приёмы

    1. Подбираем подходящую соску под вид расщелины;
    2. Поддерживаем грудной отдел позвоночника во время кормления грудью;
    3. Удерживаем ребенка в вертикальном положении не менее 20-30 минут после приема пищи;
    4. Исключаем частые или быстрые изменения позиции тела во время или после кормления;
    5. Исключаем частые или быстрые изменения позиции тела во время или после кормления;
    6. Определяем оптимальную частоту кормления (2,5-3 часа);
    7. Соблюдаем консистенцию пищи и нормы введения прикорма в соответствии с педиатрическими нормативами для детей.
  • Тренировочные приёмы

    1. Артикуляционные
      • Массаж верхней губы и нёба выполняют по показаниям;
      • Массаж языка:
        • Детской зубной щеткой, щеткой или напальчником для массажа десен во время прорезывания зубов совершают поглаживающие, выметающие, похлопывающие и вибрационные движения от корня языка к кончику и по его боковым краям (2-3 сеанса в день по 1-3 минуты).
      • Пассивные и активные (подражание) упражнения для губ:
        • Смыкание, вытягивание в трубочку, растягивание в улыбку;
        • Удерживание губами соски при вытягивании ее изо рта;
        • Вибрация губами;
        • Выплевывание.
      • Упражнения для языка:
        • По подражанию – «болтушка», цоканье кончиком языка;
        • На основе вкусовых ощущений – лакание, облизывание тарелок, ложек;
        • Облизывание губ и уголков рта.
      • Упражнения для мышц мягкого нёба и стенок глотки:
        • Надувание щек;
        • Капельное питье и глотание тяжелых жидкостей (кисель, пудинг, пюре).
      • Мимические игры:
        • Открыть и закрыть глаза;
        • Нахмурить брови;
        • Улыбка, поцелуй и т.п..
    2. Дыхательные
      • Задуть огонек свечи
      • Понюхать ароматный предмет
    3. Голосовые
      • Длительное напевное произношение гласных [а, у, о, и] и их сочетаний
      • Пропевание гласных на разной высоте и с разной силой голоса
    4. Произносительные
      • Ритмичные повторы одинаковых слогов, доступных произнесению ребенка
      • Стимуляция артикулирования согласных раннего онтогенеза:
        • Взрослый смыкает и отпускает губы во время произнесения ребенком гласного - [п, б]
        • Прижимает нижнюю губу к верхним зубам - [ф, в]
      • Формирование ротового выдоха:
        • Взрослый во время выдоха или вокализации ребенка прикрывает его носовые ходы для формирования кинестезий от ротового выдоха на губах и резонирования ротовой полости
  • Тренировочные приёмы

    1. Артикуляционные
      • Массаж верхней губы и нёба выполняют по показаниям
      • Массаж языка
      • Пассивные и активные (подражание) упражнения для губ:
        • Cмыкание, вытягивание в трубочку, растягивание в улыбку;
        • Удерживание в преддверии полости рта ограничителя от соски при вытягивании ее изо рта;
        • Вибрация губами;
        • Выплевывание с губ мелких крошек, семечек;
      • Упражнения для языка:
        • По подражанию – «болтушка», цоканье кончиком языка;
        • На основе вкусовых ощущений – лакание, облизывание тарелок, ложек;
        • Облизывание губ и уголков рта;
        • Слизывание кончиком языка капель густой жидкости;
        • Выталкивание кончиком языка зубной щетки из-за щек;
        • Покусывать язык зубами;
        • Похлопывать язык губами.
      • Упражнения для мышц мягкого нёба и стенок глотки:
        • Надувание щек;
        • На основе вкусовых ощущений – лакание, облизывание тарелок, ложек;
        • Капельное питье и глотание тяжелых жидкостей (кисель, пудинг, пюре);
        • Широкое открывание рта с высунутым языком.
      • Мимические игры:
        • Открыть и закрыть глаза;
        • Прищуриваться, подмигивать;
        • Нахмурить брови;
        • Улыбка, поцелуй и т.п..
    2. Дыхательные
      • Глубокий вдох носом – понюхать ароматный предмет
      • Несколько коротких вдохов-выдохов через нос – «пыхтим как ежик»
      • Несколько коротких вдохов-выдохов через рот с высунутым языком – «дышим как собачка»
      • Длительный выдох через рот – «греем ладошки»
      • Задуть огонек свечи
      • Сдувать ватку, перышки и т.п.
      • Дуть в воду через трубочку
      • Надувать мыльные пузыри.
    3. Голосовые
      • Длительное пропевание на одном выдохе гласных [а, о, э, у, и] и различных их сочетаний
      • Интонированное пропевание гласных:
        • [а-а-а]– качаем куклу;
        • [о-о-о]– плачет зайка;
        • [э-э-э] – ворчит мишка;
        • [у-у-у] ]– летит самолет;
        • [и-и-и]– пищит птенец;
        • [а-у] – заблудились в лесу;
        • [и-а] – кричит ослик;
        • [у-и] – гудит машина и т.п.
    4. Произносительные
      • Ритмичные повторы одинаковых слогов, доступных произнесению ребенка
      • Стимуляция артикулирования согласных раннего онтогенеза:
        • Взрослый смыкает и отпускает губы во время произнесения ребенком гласного -[п, б];
        • Прижимает нижнюю губу к верхним зубам -[ф, в];
      • Формирование ротового выдоха:
        • Взрослый во время выдоха или вокализации ребенка прикрывает его носовые ходы для формирования кинестезий от ротового выдоха на губах и резонирования ротовой полости
    5. Развитие фонематического восприятия
      • Игры на распознавание звучащих предметов
      • Установление ассоциаций между звуками/звукокомплексами и предметами или картинками
  • Тренировочные приёмы

    1. Артикуляционные
      • Массаж верхней губы и нёба выполняют по показаниям
      • Массаж языка
      • Пассивные и активные (подражание) упражнения для губ:
        • Смыкание, «улыбка», «трубочка», их чередование;
        • Удерживание в преддверии полости рта ограничителя от соски при вытягивании ее изо рта;
        • Вибрация губами;
        • Выплевывание с губ мелких крошек, семечек;
      • Упражнения для языка:
        • По подражанию – «болтушка», цоканье кончиком языка;
        • На основе вкусовых ощущений – лакание, облизывание тарелок, ложек;
        • Облизывание губ и уголков рта;
        • Слизывание кончиком языка капель густой жидкости;
        • Выталкивание кончиком языка зубной щетки из-за щек;
        • Покусывать язык зубами;
        • Похлопывать язык губами;
        • Выплевывание семечки с кончика языка.
      • Упражнения для мышц мягкого нёба и стенок глотки:
        • Одновременное и попеременное надувание щек;
        • Капельное питье и глотание тяжелых жидкостей (кисель, пудинг, пюре);
        • Широкое открывание рта с высунутым языком;
        • Полоскание горла.
      • Мимические игры:
        • Открыть и закрыть глаза;
        • Прищуриваться, подмигивать;
        • Нахмурить брови;
        • Улыбка, поцелуй и т.п..
    2. Дыхательные
      • Глубокий вдох носом – понюхать ароматный предмет
      • Несколько коротких вдохов-выдохов через нос – «пыхтим как ежик»
      • Несколько коротких вдохов-выдохов через рот с высунутым языком – «дышим как собачка»
      • Длительный выдох через рот – «греем ладошки»
      • Задуть огонек свечи
      • Сдувать ватку, перышки и т.п.
      • Дуть в воду через трубочку
      • Надувать мыльные пузыри
      • Удерживать во рту жидкость.
    3. Голосовые
      • Длительное пропевание на одном выдохе гласных [а, о, э, у, и] и различных их сочетаний (следим, чтобы ребенок широко открывал рот и удерживал язык у нижних резцов)
      • Интонированное пропевание гласных:
        • [а-а-а]– качаем куклу;
        • [о-о-о]– плачет зайка;
        • [э-э-э] – ворчит мишка;
        • [у-у-у] ]– летит самолет;
        • [и-и-и]– пищит птенец;
        • [а-у] – заблудились в лесу;
        • [и-а] – кричит ослик;
        • [у-и] – гудит машина и т.п.
      • Резкое, отрывистое произнесение [а, э]
    4. Произносительные
      • Уточняем артикуляцию доступных согласных звуков [м, н, ф, в, п, б, к, г, х, й], пропевая их в интервокальной позиции
      • Повторы слогов с постепенным увеличением их количества: ма-ма, ма-ма-ма, ма-ма-ма-ма и т.п.
      • Повторы слогов с разными гласными: ма-му, ма-мэ, ма-му-ми и т.п.
      • Повторы слогов с разными согласными, доступными правильному произнесению ребёнка: ма-на, ма-ба, ба-на, па-ка и т.п.
    5. Развитие фонематического восприятия
      • Игры на распознавание звучащих предметов
      • Установление ассоциаций между звуками/звукокомплексами и предметами или картинками
      • Учим ребенка показывать названный предмет на картинках со словами-паронимами
      • Ребенок договаривает последнее слово в строке знакомого стихотворения или песенки - «подскажи словечко»
  • Тренировочные приёмы

    1. Артикуляционные
      • Массаж верхней губы и нёба выполняют по показаниям
      • Массаж языка
      • Пассивные и активные (подражание) упражнения для губ:
        • Смыкание, «улыбка», «трубочка», их чередование;
        • Удерживание в преддверии полости рта ограничителя от соски при вытягивании ее изо рта;
        • Вибрация губами;
        • Выплевывание с губ мелких крошек, семечек;
      • Упражнения для языка:
        • По подражанию – «болтушка», цоканье кончиком языка;
        • На основе вкусовых ощущений – лакание, облизывание тарелок, ложек;
        • Облизывание губ и уголков рта;
        • Слизывание кончиком языка капель густой жидкости;
        • Выталкивание кончиком языка зубной щетки из-за щек;
        • Покусывать язык зубами;
        • Похлопывать язык губами;
        • Выплевывание семечки с кончика языка;
        • Кончиком языка попеременно упираться в щеки.
      • Упражнения для мышц мягкого нёба и стенок глотки:
        • Одновременное и попеременное надувание щек;
        • Капельное питье и глотание тяжелых жидкостей (кисель, пудинг, пюре);
        • Широкое открывание рта с высунутым языком;
        • Полоскание горла;
        • Зевание с закрытым ртом.
      • Мимические игры:
        • Открыть и закрыть глаза;
        • Прищуриваться, подмигивать;
        • Нахмурить брови;
        • Поднять - опустить брови;
        • Сморщить лицо;
        • Улыбка, поцелуй и т.п..
    2. Дыхательные
      • Глубокий вдох носом – понюхать ароматный предмет
      • Несколько коротких вдохов-выдохов через нос – «пыхтим как ежик»
      • Несколько коротких вдохов-выдохов через рот с высунутым языком – «дышим как собачка»
      • Длительный выдох через рот – «греем ладошки»
      • Задуть огонек свечи
      • Сдувать ватку, перышки и т.п.
      • Дуть в воду через трубочку
      • Надувать мыльные пузыри
      • Удерживать во рту жидкость.
    3. Голосовые
      • Длительное пропевание на одном выдохе гласных [а, о, э, у, и] и различных их сочетаний (следим, чтобы ребенок широко открывал рот и удерживал язык у нижних резцов)
      • Интонированное пропевание гласных:
        • [а-а-а]– качаем куклу;
        • [о-о-о]– плачет зайка;
        • [э-э-э] – ворчит мишка;
        • [у-у-у] ]– летит самолет;
        • [и-и-и]– пищит птенец;
        • [а-у] – заблудились в лесу;
        • [и-а] – кричит ослик;
        • [у-и] – гудит машина и т.п.
      • Резкое, отрывистое произнесение [а, э]
    4. Произносительные
      • Уточняем артикуляцию доступных согласных звуков [м, н, ф, в, п, б, к, г, х, й], пропевая их в интервокальной позиции
      • Повторы слогов с постепенным увеличением их количества: ма-ма, ма-ма-ма, ма-ма-ма-ма и т.п.
      • Повторы слогов с разными гласными: ма-му, ма-мэ, ма-му-ми и т.п.
      • Повторы слогов с разными согласными, доступными правильному произнесению ребёнка: ма-на, ма-ба, ба-на, па-ка и т.п.
    5. Развитие фонематического восприятия
      • Игры на распознавание звучащих предметов
      • Установление ассоциаций между звуками/звукокомплексами и предметами или картинками
      • Учим ребенка показывать названный предмет на картинках со словами-паронимами
      • Ребенок договаривает последнее слово в строке знакомого стихотворения или песенки - «подскажи словечко»
  • Тренировочные приёмы

    1. Артикуляционные
      • Массаж верхней губы и нёба выполняют по показаниям
      • Массаж языка
      • Пассивные и активные (подражание) упражнения для губ:
        • Смыкание, «улыбка», «трубочка», их чередование;
        • Удерживание в преддверии полости рта ограничителя от соски при вытягивании ее изо рта;
        • Вибрация губами;
        • Выплевывание с губ мелких крошек, семечек;
      • Упражнения для языка:
        • По подражанию – «болтушка», цоканье кончиком языка;
        • На основе вкусовых ощущений – лакание, облизывание тарелок, ложек;
        • Облизывание губ и уголков рта;
        • Слизывание кончиком языка капель густой жидкости;
        • Выталкивание кончиком языка зубной щетки из-за щек;
        • Покусывать язык зубами;
        • Похлопывать язык губами;
        • Выплевывание семечки с кончика языка;
        • Кончиком языка попеременно упираться в щеки.
      • Упражнения для мышц мягкого нёба и стенок глотки:
        • Одновременное и попеременное надувание щек;
        • Капельное питье и глотание тяжелых жидкостей (кисель, пудинг, пюре);
        • Широкое открывание рта с высунутым языком;
        • Полоскание горла;
        • Зевание с закрытым ртом.
      • Мимические игры:
        • Открыть и закрыть глаза;
        • Прищуриваться, подмигивать;
        • Нахмурить брови;
        • Поднять - опустить брови;
        • Сморщить лицо;
        • Улыбка, поцелуй и т.п..
    2. Дыхательные
      • Глубокий вдох носом – понюхать ароматный предмет
      • Несколько коротких вдохов-выдохов через нос – «пыхтим как ежик»
      • Несколько коротких вдохов-выдохов через рот с высунутым языком – «дышим как собачка»
      • Длительный выдох через рот – «греем ладошки»
      • Задуть огонек свечи
      • Сдувать ватку, перышки и т.п.
      • Дуть в воду через трубочку
      • Надувать мыльные пузыри
      • Удерживать во рту жидкость
      • Дуть холодным ветерком в пузырек / трубочку губами, кончиком языка.
    3. Голосовые
      • Длительное пропевание на одном выдохе гласных [а, о, э, у, и] и различных их сочетаний (следим, чтобы ребенок широко открывал рот и удерживал язык у нижних резцов)
      • Интонированное пропевание гласных:
        • [а-а-а]– качаем куклу;
        • [о-о-о]– плачет зайка;
        • [э-э-э] – ворчит мишка;
        • [у-у-у] ]– летит самолет;
        • [и-и-и]– пищит птенец;
        • [а-у] – заблудились в лесу;
        • [и-а] – кричит ослик;
        • [у-и] – гудит машина и т.п.
      • Резкое, отрывистое произнесение [а, э]
    4. Произносительные
      • Уточняем артикуляцию доступных согласных звуков [м, н, ф, в, п, б, к, г, х, й], пропевая их в интервокальной позиции
      • Повторы слогов с постепенным увеличением их количества: ма-ма, ма-ма-ма, ма-ма-ма-ма и т.п.
      • Повторы слогов с разными гласными: ма-му, ма-мэ, ма-му-ми и т.п.
      • Повторы слогов с разными согласными, доступными правильному произнесению ребёнка: ма-на, ма-ба, ба-на, па-ка и т.п.
    5. Развитие фонематического восприятия
      • Игры на распознавание звучащих предметов
      • Установление ассоциаций между звуками/звукокомплексами и предметами или картинками
      • Учим ребенка показывать названный предмет на картинках со словами-паронимами
      • Ребенок договаривает последнее слово в строке знакомого стихотворения или песенки - «подскажи словечко»

По достижении дошкольного возраста (старше 3х лет) ребёнок может посещать логопедические занятия. Логопед должен, учитывая качество речи ребёнка, включать упражнения на развитие дыхания, голоса, артикуляционных мышц, коррекцию звукопроизношения и стимуляцию общего речевого развития.

Подписка на новые конкурсы

Мы пришлем вам письмо, когда новые конкурсы появятся на сайте

Куда и кому отправить письмо?






Вы успешно подписались на рассылку!