Врождённые пороки развития челюстно-лицевой области часто влекут за собой специфические речевые нарушения. Среди них ринолалия – нарушение, вызванное изменениями в строении речевого аппарата и хирургического вмешательства. Особенность ринолалии – малопонятная окружающим «гнусавая» речь.
К сожалению, детям с ринолалией трудно полноценно взаимодействовать со сверстниками. Это приводит к сложностям в обучении и общей социализации. Усугубляет проблему то, что специалистов по ринолалии очень мало, и в основном они сосредоточены в Москве и Санкт-Петербурге, а дети из регионов не могут получить квалифицированную помощь.
Наш фонд помогает детям с челюстно-лицевыми патологиями уже 10 лет, и нам известно об острой нехватке качественной речевой реабилитации.
Это подтвердило и проведённое нами исследование: мы опросили 139 родителей детей с расщелинами губы и нёба, и оказалось, что почти 70% детей имеют проблемы развития речи, но только около трети из них занимаются с логопедом. Подавляющее большинство родителей заинтересованы как в онлайн-занятиях со специалистом, так и в самостоятельных занятиях с поддержкой куратора.
С 2021 года мы начали реализацию комплексного проекта, цель которого – сделать высокопрофессиональную логопедическую реабилитацию для детей с челюстно-лицевыми патологиями доступной.
Первым этапом стала разработка специализированного модуля по ринолалии на портале «Компетентный родитель». Реализацией проекта занималась команда «Территории речи» при методологической поддержке Виктории Агаевой – логопеда высшей категории, эксперта в области логопедической помощи детям с ринолалией, старшего преподавателя МГПУ. Теперь любой родитель ребёнка с ринолалией может самостоятельно провести диагностику и заниматься по онлайн-урокам, выложенным на платформе.
Недавно завершился второй важный этап – повышение квалификации специалистов-логопедов из регионов, чтобы дети могли получить качественную помощь независимо от места проживания.
Возможность пройти такое обучение вызвала большой интерес со стороны профессионального сообщества. Мы получили свыше 100 заявок и в итоге отобрали 13 логопедов из 11 городов России. Они смогли не только получить теоретические знания, но и сразу применить их на практике. 14 наших подопечных из самых разных уголков страны в течение 6 недель занимались онлайн индивидуально с участниками проекта, а главный эксперт – Виктория Агаева – курировала занятия.
Благодаря проекту, в регионах появилось больше специалистов по ринолалии. В ходе проекта дети сделали первые шаги к восстановлению речи, а родители получили исчерпывающие консультации и рекомендации для самостоятельных занятий:
«Несмотря на то что мы живём в областном центре, очень тяжело найти специалиста по ринолалии. Я сама не могла понять, что именно от меня требуется, какие занятия нужны, какая литература, как нужно выполнять упражнения, что сначала отрабатываем, а что потом, где я допускаю ошибки».
«Понравилось то, что работа проводилась не только с ребенком, но и с родителями - я узнала много нового и теперь могу более правильно заниматься с ребенком самостоятельно, качественно оценить, насколько хорошо он выполняет упражнения».
Специалисты также отметили ценность полученных знаний и важность общения и обмена информацией и наработками в профессиональном сообществе:
«Мы узнали много игровых приёмов, которые можно передать родителям для самостоятельной домашней работы – это позволяет значительно сократить время постановки звуков на занятиях с ребёнком».
«Очень важно, что мы смогли пообщаться с коллегами, понаблюдать за их работой, подсмореть и перенять какие-то приёмы, это очень обогащает. Сейчас ко мне обратились родители ещё одного ребёнка с подобной патологией, и я уверенно беру его в работу, чётко понимая, как выстроить программу занятий, на что обратить внимание».